Мерчандайзинг: понятие и основные направления
Современный рынок характеризуется наличием огромного ассортимента товаром. И соответственно существует множество производителей и продавцов этого товара. Каждое предприятие, которое производит или реализует товары или услуги нуждается в хорошо организованной и отработанной системе сбыта. Ведь, чем больше продукта будет реализовано, тем большую прибыль получит предприятие. От этого зависит его дальнейшее процветание и положение сотрудников предприятия.
В настоящее время существует огромная конкуренция в сфере сбыта продукции и услуг. Так же существуют некоторые проблемы в платежеспособности потребителя. Поэтому каждому предприятию приходится вести серьезную борьбу и придумывать все новые ходы и стратегии сбыта своего продукта. Предприятиям, которые должным образом относятся к работе по проведению эффективного сбыта продукции и понимают, что для продвижения товара необходима определенная разработанная система, отдается предпочтение в нелегкой конкурентной борьбе.
Для оказания помощи в сбыте создана особая система, которая называется мерчандайзинг. Мерчандайзинг – это особая технология, которая состоит не только из отличной работы персонала и хорошей коммуникации с потребителем. Главная его цель состоит в том, чтобы обеспечить полный комфорт покупателям в торговых точках по продаже товара. Но мерчандайзинг преследует не только эту одну цель. Крупные компании используют механизмы мерчандайзинга, чтобы наиболее выгодно продать свой товар, оказать влияние на потребителя, побудив его купить больше единиц, чем он планировал. Тем самым получить больше прибыли и удержать свое положение на рынке продавцов.
Мерчандайзинг предполагает использование некоторых психологических приемов, чтобы повлиять на покупателя и увеличить тем самым объем продаж. Для любого продавца эти приемы очень важны, и их надо проводить параллельно с проведением рекламных акций. Чтобы получить нужный результат и оказаться на вершине, нужно разработать план действий и последовательно воплощать его в жизнь. На сегодняшний день можно выделить основные направления мерчандайзинга:
- Правильная организация товарного запаса.
- Разработка системы расположения товара в зале продаж и на полках.
- Представление товара таким образом, чтобы от этого наблюдался эффект.
- Создание соответствующей атмосферы в местах сбыта товара.
- Качественный уровень обслуживания покупателей.
Различают два основных вида мерчандайзинга. Это визуальный и коммукативный мерчандайзинг. Коммукативный мерчандайзинг предполагает умение вести беседу с покупателем и так же с сотрудниками торговой сети, умение убедить покупателя приобрести именно данный товар, даже если он не собирался этого делать. При грамотном подходе к этому вопросу покупатель обязательно купит товар и вернется в это место еще раз, если на него произведут впечатление качество общения и обслуживания. Необходимо помнить, что такое общение должно иметь абсолютно четкие грани, которые нельзя переступать. Визуальный мерчандайзинг предполагает привлечение внимания покупателя за счет того, что на него произведет впечатление увиденный продукт. Визуальный мерчандайзинг состоит из следующих действий:
- грамотно расположить товар;
- оформить ценники;
- предусмотреть правильную маркировку и привлекательную упаковку;
- предоставить необходимый рекламный материал.