Предлагаем купитьщебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

Дорожки из бетона фото

Предлагаем купить щебень в Москве с доставкой от производителя. Своя перевалочная база!

На дачном участке без аллей не обойтись. Поэтому не удивительно, что каждому хозяину хочется сделать недорогое, но долговечное покрытие, которое не будет нуждаться в ежегодном ремонте.

Рекомендуем рассмотреть такой вариант, как садовая дорожка из бетона.

Это хорошая альтернатива натуральному камню, кирпичу или тротуарной плитке. Цена материала невысока, а технология строительства не требует специальных навыков.

Содержание
  1. Виды бетонного материала для создания тропинок
  2. С использованием форм
  3. Штампованный бетон
  4. Плитка
  5. Монолит
  6. Цветной бетон
  7. Создаем дорожку своими руками
  8. Подбираем размеры тропки
  9. Выбираем материалы и инструменты
  10. Делаем разметку участка
  11. Подготовка основания
  12. Как правильно приготовить бетонный раствор
  13. Собираем опалубку
  14. Создаем подушку
  15. Выполняем армирование
  16. Процесс заливки
  17. Оформляем и украшаем
  18. Рекомендации по уходу
  19. №1. Чем хороши бетонные дорожки?
  20. №2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?
  21. №3. Какие инструменты и материалы понадобятся?
  22. №4. Как спроектировать дорожку?
  23. №5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?
  24. №6. Как выполнить разметку?
  25. №7. Как подготовить грунт?
  26. №8. Как монтировать опалубку?
  27. №9. Как обустроить подушку?
  28. №10. Подготовка бетона и замешивание
  29. №11. Армирование и заливка
  30. №12. Заключительные работы
  31. Преимущества, недостатки
  32. Что учесть при проектировании
  33. Виды бетонных дорожек
  34. Как рассчитать количество бетона
  35. Способы декоративного оформления
  36. Окрашивание
  37. Использование форм, трафаретов
  38. Штамповка
  39. Пошаговая инструкция как сделать бетонные дорожки
  40. Необходимые материалы, инструменты
  41. Как разметить дорожки
  42. Подготовка основания
  43. Установка опалубки, бордюров и термические швы
  44. Армирование
  45. Заливка дорожки бетоном
  46. Советы, рекомендации по уходу
  47. Заключение

Виды бетонного материала для создания тропинок

Для укладки дорожек используется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений хозяев, типа ландшафтного дизайна.

Среди основных преимуществ применения бетона выделяют:

  • длительный срок службы;
  • высокую прочность;
  • устойчивость к воздействию внешней среды;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • низкую цену;
  • возможность самостоятельного монтажа и декорирования.

Фото: дорожка из плит

Однако стоит учитывать, что этот материал не подойдет для монтажа на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами.

Кроме того, бетонные аллеи считаются капитальными сооружениями, расположение которых невозможно исправить. Поэтому еще на этапе планирования следует правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг тропинок.

С использованием форм

Чаще всего изготавливают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или тротуарную плитку. Добавление в раствор красителей позволяет создать на участке разноцветные дорожки. Подробнее узнать о технологии заливки форм вы можете из статьи: «Садовая дорожка при помощи формы».

Кроме общеизвестных плюсов бетона имеются и другие:

  • быстрота создания садовых тропинок;
  • легкость укладки, которая по силам одному человеку;
  • экономный расход материалов;
  • низкая цена.

Возможные минусы в том, что:

  • при недостаточном увлажнении на поверхности образуются трещины;
  • некачественный замес раствора с цементом сомнительного качества сделает тропинку хрупкой, так что она начнет крошиться;
  • в смесь нужно добавлять пластификаторы.

Для заливки форм строители рекомендуют брать цемент марки не ниже М500.

Штампованный бетон

От обычного отличается тем, что его поверхность подвергают прессованию. В результате чего этот материал успешно имитирует камень, кирпич, мрамор или дерево. Популярно нанесение штампов в виде следов, фигур зверей.

Фото: площадка выложенная из штампованного бетона

К стандартным преимуществам штампованного бетона нужно добавить то, что:

  • покрытие не выгорает на солнце;
  • обладание противоскользящими свойствами;
  • не вступает в реакцию с химикатами;
  • удачно имитирует другие материалы.
  • высокая стоимость;
  • необходимость в ежегодном уходе, нанесении гидрофобных средств.

Декоративный тип бетона используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного внешнего вида и возможности оформления дорожек в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.

Плитка

Востребована при создании пешеходных зон, подъездных путей для автомобилей. Делают тропинки в виде волны, квадрата, треугольника и не только.

Из плюсов стоит выделить:

  • экономный расход материала, а значит и денег;
  • большой выбор цветов, форм плит;
  • по цене эта плитка в 2 раза дешевле тротуарной;
  • возможность ремонта, замены отдельных частей;
  • устойчивость к высоким, до 10 т, нагрузкам.
  • необходимость ежегодной обработки влагостойкими составами;
  • в случае нарушения технологии укладки покрытие может даь трещины.

Монолит

Наиболее простой вид бетонной дорожки. В неглубокую траншею на подготовленное основание заливают раствор и выравнивают.

Фото: монолитный вариант дорожки в саду

Обязательный этап строительства – сборка опалубки.

Плюсы и минусы использования аналогичны предыдущим вариантам.

Подробнее с технологией создания монолитной дорожки вы ознакомитесь ниже.

Цветной бетон

На фото представлена бетонная аллея, которую окрасили в разные цвета.

Окрашивают материал двумя способами:

  • добавляют красящий порошок в раствор на этапе замеса;
  • покрывают отдельные части готовой тропинки акриловой, кислотной краской с глубоким проникновением.

Плюсы и минусы схожи с другими видами материала.

Создаем дорожку своими руками

Остановимся на рассмотрении технологии заливки монолита. Об основных этапах строительства вы можете прочитать и в других наших статьях:

Подбираем размеры тропки

Ширина напрямую зависит от функционального назначения. К примеру, дорожка от дома к беседке или летней кухне по ширине должна быть не менее 2 метров, чтобы рядом могли идти два человека.

Для наглядности рекомендуется начертить схему расположения будущих аллей. Нужно учесть:

  • особенности рельефа;
  • тип грунта;
  • места прохождения коммуникаций.

    Не стоит забывать про дренаж тропки и выполнять мощение под небольшим уклоном для стока дождевой воды.

    Выбираем материалы и инструменты

    Фото: необходимый инструмент

    Для работы следует подготовить:

    • лопату;
    • колышки, веревку или шнур (для разметки);
    • уровень;
    • ведро для воды;
    • строительный миксер или бетономешалку (в зависимости от площади обрабатываемого участка);
    • чистый песок;
    • тачку;

    Фото: замешивание цементного раствора

    Когда всё необходимое готово, можно переходить к следующему этапу.

    Делаем разметку участка

    Выполняется в соответствии с чертежом дорожки. По бокам будущей тропки устанавливаются колышки, натягивается веревка необходимой длины.

    Фото: размечаем участок

    Подготовка основания

    На обрабатываемом участке удаляются сорняки, корни растений, пни. При необходимости место обрабатывается химикатами. Снимается 5 см верхнего слоя грунта. Дно трамбуется.

    Как правильно приготовить бетонный раствор

    Оптимальная марка цемента – М500.

    По отзывам строителей, наиболее прочный бетон получится в пропорции 1:3, где на одну часть цемента идут три части чистого песка.

    Усилит консистенцию цементного раствора добавление гравия и пластификаторов. Последние придадут смеси пластичности.

    Вода вливается постепенно, поскольку большое количество жидкости в составе снижает прочность материала. По консистенции должна получиться густая сметана.

    Стоит заметить, что качество бетона, перемешанного вручную, в разы ниже, чем на бетономешалке.

    Подробнее о том, как приготовить раствор и нужно ли добавлять в него пластификаторы вы можете прочитать в наших предыдущих статьях:

    Собираем опалубку

    Если при кладке плитки создавать ее не обязательно, то для заливки монолитного покрытия она необходима, так как способствует удержанию раствора на одном уровне до его окончательного застывания. Зачастую ее сбивают из досок или фанеры. Устанавливается опалубка сразу по всей длине дорожки или монтируется по частям по мере заливки раствора.

    Фото: подготовка опалубки для заливки отмостки дома

    На дно траншеи ставятся колышки, к которым проволокой, гвоздями крепятся доски.

    Для создания гидроизоляционного слоя дно опалубки застилается полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит поглощение бетоном воды из грунта и повысит морозостойкость покрытия.

    Создаем подушку

    Когда опалубка собрана, следует приступать к засыпке песчаного слоя. Он будет выполнять функцию дренажа дорожки. Сверху пленки либо агроволокна высыпается чистый, желательно влажный, песок и равномерно распределяется по участку. Для большей надежности под низ можно утрамбовать тонкий слой щебня или гравия. Далее подушка увлажняется, трамбуется.

    Фото: утрамбовывается песчанная подушка

    Выполняем армирование

    Металлические элементы внутри бетона продлевают срок его службы, не дают поверхности трескаться, уменьшают толщину слоя раствора. Чтобы снизить затраты на материалы, можно использовать старую проволоку, сетку, трубы.

    Но лучший вариант – арматура с ячейкой сетки не более 10*10 см. Располагают ее посередине траншеи, закрепив фиксаторами или проволокой.

    Процесс заливки

    Стоит учесть, что для пешеходной дорожки достаточно толщины бетонного раствора в 5 см, для подъездных путей и участков с большими нагрузками слой должен быть от 8 см и выше.

    Замес проводится в соотношении 1:3. Цемент перемешивают с песком в сухом виде, затем постепенно добавляют вода. Каждую порцию раствора следует сразу разравнивать провилом. Залитую поверхность уплотняют до выделения цементного молочка. Как только бетон начал схватываться, все неровности устраняют шпателем. После чего можно приступать к декорированию.

    Для хорошего застывания бетона рекомендуется его увлажнять водой или накрывать полиэтиленовой пленкой. Через три дня можно снимать пленку и аккуратно разбирать опалубку.

    Оформляем и украшаем

    Оптимальный срок начала декорирования – спустя сутки после заливки раствора. С помощью железного прута на поверхности создают орнаменты, выполняют имитацию плитки, рисуя контуры. Кроме того, бетон можно окрашивать в разные цвета акриловой краской – дорожка получится яркой и интересной.

    Для придания блеска наносят специальные пропитки, полироль, жидкое стекло. С этим отлично справляются фтористый силикат, средства на основе воска.

    Рекомендации по уходу

    Для продления срока службы бетонного покрытия его следует ежегодно обрабатывать гидрофобными средствами. Не стоит использовать зимой для очистки от снега железную лопату. Даже при малом обледенении тропинки ее нужно посыпать песком, но не солью. В противном случае покрытие со временем начнет крошиться.

    Для садовых аллей бетон – надежный материал по доступной цене. А самостоятельное мощение и декорирование бетонных дорожек сделают их оригинальным дополнением к ландшафтному дизайну вашего двора.

    Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

    №1. Чем хороши бетонные дорожки?

    Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

    Среди недостатков можно назвать:

    • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
    • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
    • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

    Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

    №2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

    Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

    • проектирование и разметка почвы;
    • подготовка грунта;
    • монтаж опалубки;
    • формирование подушки;
    • установка армирующих элементов и заливка бетона.

    №3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

    Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

    • цемент не ниже марки 300;
    • песок;
    • щебень;
    • гидроизоляционные добавки в бетон;
    • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
    • деревянные или стальные колышки;
    • кувалда или молоток для забивания колышков;
    • емкость для замешивания раствора;
    • пара лопат;
    • стальная строительная сетка;
    • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
    • мастерки и шпатели.

    №4. Как спроектировать дорожку?

    Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

    Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

    Предлагаем купить щебень в Москве с доставкой от 30 минут. Своя перевалочная база!

    №5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

    Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

    Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

    • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
    • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

    Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

    №6. Как выполнить разметку?

    По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

    №7. Как подготовить грунт?

    На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

    Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

    №8. Как монтировать опалубку?

    Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

    Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

    №9. Как обустроить подушку?

    Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

    • распределение нагрузки бетона;
    • дренаж.

    Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

    Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

    №10. Подготовка бетона и замешивание

    Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

    Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

    Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

    По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

    №11. Армирование и заливка

    На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

    Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

    №12. Заключительные работы

    Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

    Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

    Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

    Садовые тропы – неотъемлемая часть современного ландшафтного дизайна. Они должны быт прочными, красивыми, хорошо вписываться в окружающую местность, общую «картину» приусадебного участка. Дорожки на даче из бетона оптимально подходят по всем параметрам, их сравнительно легко сделать своими руками, придать замысловатую форму, украсить.

    Преимущества, недостатки

    Как и любые другие покрытия, бетонные дороги имеют множество плюсов:

    • прочность, надежность, долговечность – поверхность остается целой десятки лет;
    • поверхности легко придать практически любую конфигурацию;
    • доступная цена – цемент, песок, вода, из которых состоит покрытие, стоят совсем немного;
    • простота укладки – легко создать собственноручно, не имея специальных навыков;
    • высокая устойчивость к механическим повреждениям, износостойкость, даже при активной эксплуатации;
    • материал не теряет своих качеств, даже при воздействии жестких погодных условий – дождя, ветра, мороза, жары, снега;
    • возможность вписать тропинку даже в самый сложный рельеф, садовый дизайн.

    Но существуют также минусы:

    • по причине сезонной подвижности грунта на дорожках часто появляются трещины;
    • бетонная поверхность – капитальное сооружение, место его расположения поменять сложно;
    • при неправильном исполнении дорожка испортит внешний вид участка.

    Что учесть при проектировании

    При устройстве тропинок на даче, учитывают:

    • ширину дорожек, в зависимости от назначения – для основных рекомендуется выделять 150-210 см, под декоративные, прогулочные – 80-110 см, расположенные между грядками — 40-70 см. Полотно последних может быть прерывистым;
    • главные дороги соединяют основные «пункты» участка – дом, калитку, гараж, баню, бассейн и др., потому желательно делать их прямыми;
    • желательно оснащать дорожки, особенно расположенные вблизи дома, системами водоотведения;
    • все тропинки делаются фактурными – это позволит безопасно перемещаться по ним даже в дождь и гололед.

    При составлении проекта необходимо изобразить схему участка в масштабе, указать, где расположен дом, основные хозпостройки, сад, огород, бассейн, крупные клумбы и др. Домик и прочие зоны соединяют прямыми линиями, но ровными дорожки делают только вдоль грядок, прочие делаются плавно изогнутыми.

    Когда участок имеет уклон, процесс создания тропинок немного усложняется. Если угол наклона не превышает 10-20 градусов, поверхность несложно выровнять. При большем уклоне от дорог лучше отказаться – их наличие травмоопасно, так как на гладком месте (в отличие от газона) легко поскользнуться во время дождя, гололеда. В последнем случае тропинки делаются на нескольких уровнях, соединяясь ступеньками.

    Виды бетонных дорожек

    Дорог из бетона существует три основных вида:

    • монолитные – непрерывные, гадкие либо фактурные, устанавливаются с применением опалубки;
    • формованные – изготавливаются с использованием форм, в которые заливается раствор;
    • из бетонной плитки – формы, способы укладки применяются различные, магазинные или самодельные.

    При выполнении монтажных работ следует учесть, что для изготовления жесткого основания обязательно делается подсыпка из крупного песка или щебенки. Данный слой способен спасти конструкцию от деформации, растрескивания при сезонном вспучивании мерзлой почвы. Чем чаще будет использоваться дорожка, тем толще выполняют дренаж.

    Чтобы обеспечить естественное водоотведение, тропинка делается с односторонним уклоном либо центральной выпуклостью. Там, где на участке после дождя образуются лужицы, монтаж дороги производится над поверхностью земли. Здесь необходимо сделать более высокую подсыпку, используя щебень, оснастить поверхность системой водоотведения.

    Как рассчитать количество бетона

    Для определения приблизительного количество материалов, то есть цемента и песка, нужно знать, какой на участке грунт. Когда земля глинистая, тяжелая, бетонный слой делается не более пяти-семи см. Если почва рыхлая – суглинистая, песчаная, а по дорожкам предполагается перемещение тяжестей, толщина покрытия составляет 9-12 см. На болотистую поверхность перед укладкой насыпают гравий-дренаж, слоем шесть см.

    Примерный расчет небольшой части дорожки, размером метр на метр, толщиной 10 см, с подстилающим слоем толщиной 12 см выглядит так:

    • песок – ширину тропинки умножают на длину, толщину. Один кубический метр песка составляет примерно 2400 кг. Соответственно, при толщине 0,1 метра – 240 кг;
    • пропорции цементного раствора – рекомендуется на одну часть воды брать одну часть цемента, четыре части песка. Один метр кубический замешанного на песке бетона весит 2800 кг, для слоя 10 см, то есть 0,1 кубометра – 280 кг. Цемент в данном случае составляет одну пятую часть всего состава – 56 кг, остальные 224 кг приходится на воду и песок.

    Для расчета количества цемента для тропинок толщиной 6 или 8 см, полученный вес умножается на 0,6 либо на 0,8.

    Способы декоративного оформления

    Чтобы тропинка стала красивой, используется различный декор. Поверхность делается гладкой либо фактурной, однотонной или цветастой.

    Доступных вариантов декорирования существует несколько:

    • штампование;
    • окрашивание вручную;
    • применение трафаретов, форм.

    Наиболее легкий способ – имитация плитки. Для этого берется металлический прут, при помощи которого чертятся произвольные линии, шириной пять-семь мм, имитируя плиточки. В других вариантах допустимо использования штампов.

    Если хочется добавить ландшафту ярких красок, тропы окрашивают в любой колер. Для этого применяют акриловые краски, наносимые на застывший бетон. Иногда красители добавляются непосредственно в раствор – это позволяет выполнить объемную покраску.

    Сама оригинальная форма дорог станет лучшим украшением. При наличии достаточного пространства в саду делают лабиринты из тропинок, множество развилок, ступеньки. Вдоль дорожек часто сажают «живые бордюры», миксбордеры. Обрамлением «пешеходных путей» легко станут ряды цветных стеклянных либо пластиковых бутылок, насыпь из «светящихся» камушков.

    Окрашивание

    Бетон окрашивают кислотными, акриловыми составами, полиуретановыми лаками. Рекомендуется применять специальные краски, глубоко проникающие в поверхность. В их составе, кроме колера, содержится поливинилхлорид, эпоксидные смолы, латекс. Качественно выполненное покрытие не теряет колер несколько лет. Краска должна быть устойчивой к истиранию, выгоранию на солнце, растрескиванию, но при этом воздухопроницаемая.

    Для нанесения красок потребуется:

    • железная щетка;
    • шпатель;
    • кисточка, валик или распылитель;
    • емкости для красителя;
    • сам краситель;
    • грунтовка, шпаклевка по бетону.

    Ровная поверхность просто подметается, обезжиривается, состоящая из отдельных плиток – очищается от растущей травы. Окрашивать допустимо по прошествии как минимум месяца после заливки бетона, при температуре выше +10 градусов. Далее, с разницей 12-15 часов, наносятся слои краски. Фактурную поверхность рекомендуется красить кистью, ровную – валиком, краскопультом – любую.

    Использование форм, трафаретов

    Трафареты, формочки для плитки обычно выполняются из пластика – чем он толще, тем долговечнее изделие. Менее распространены силиконовые варианты, самодельные выполняются из дерева. Формы имеют дно, трафареты его лишены. При использовании данных предметов дополнительно используют смазочные составы, чтобы готовые плитки не прилипали. Если хочется разнообразить оформление покрытия, берут элементы разной конфигурации. Многие производители выпускают формы-трафареты с несколькими разными ячейками.

    В состав плиток часто добавляют керамогранит, разноцветную гальку, пластификаторы и др. Круглые трафареты легко сделать из нарезной кусками по 8-12 см металлической трубы, квадратные, многоугольные – из фанеры, брусков, металла. Иногда формы отливают из силикона – для этого берут подходящий образец, помещают его в ведро или опалубку, предварительно смазанную солидолом, а пространство между ними заполняют силиконом из тюбика.

    Особым образом изготовленная плитка правдоподобно имитирует камень, кирпич, деревянную поверхность. Из маленьких плиточек выкладывают мозаику.

    Штамповка

    Интереснейший способ декора – штампованный бетон. Это бетонная плоскость, на которую при помощи штампов (покупных либо самодельных) нанесено тиснение.

    Рисунок обычно имитирует:

    • плитку;
    • шкуру леопарда;
    • кирпич;
    • круги на воде;
    • наскальную живопись;
    • следы ладоней, стоп человека;
    • отпечатки лап зверей и птиц.

    Перед началом выполнения штампов бетон должен приобрести достаточную пластичность.

    Пошаговая инструкция как сделать бетонные дорожки

    Для создания красивых дорог на своем участке потребуется составить проект, подобрать инструменты, материалы. Основание требует тщательной подготовки, выравнивания. Также необходимо предварительно установить опалубку, армировать поверхность, после чего приступить к процессу заливки дороги, ее декорированию.

    Для создания качественного бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марки М500.

    Необходимые материалы, инструменты

    Для создания садовых дорог используются следующие материалы:

    • бетон;
    • асфальт;
    • песок;
    • природный камень;
    • тротуарные плиты;
    • кирпич;
    • гравий;
    • брусчатка;
    • «светящиеся» камни;
    • остатки стройматериалов – бутылочное стекло, битая керамическая плитка, куски кирпича и др.

    Из инструментов понадобится:

    • лопата;
    • строительный уровень;
    • деревянные колышки;
    • миксер (строительный);
    • деревянные колышки (для разметки);
    • перчатки;
    • ведра (для воды, раствора);
    • тачка (для перевозки материала);
    • полиэтилен;
    • красители (чтобы сделать дорогу цветной);
    • доски (для изготовления опалубки).

    Для увеличения срока службы тропинки, вместо полиэтиленовой пленки часто используют геоткань. Армированный геотекстиль снижает вероятность деформации покрытия при высоких нагрузках, так как равномерно распределяет последние.

    Как разметить дорожки

    После того как составлен подробный план, там, где предполагается расположить дорожки, дерн нарезают при помощи штыковой лопаты. По такой разметке насыпают немного песка, шлака, извести и др., слой дерна снимают, откладывают в сторону. Далее роют траншеи – их глубина зависит от вида грунта в данной местности. Работы рекомендуется производить в сухую, теплую погоду.

    Подготовка основания

    Покрытие здесь состоит из примерно 10-15 см песка или щебня, 7-10 см бетона. Желательно, чтобы оно выступало над поверхностью на три-четыре см, потому глубина траншеи делается 15-20 см. При наличии дренажа, копать придется глубже – до 22-35 см. На дно свежевырытой траншеи насыпается песчаный слой – его толщина зависит от вида грунта.

    Почву, оставшуюся после рытья траншеи, используют для подсыпки в низменных зонах участка, неровностях, ямах.

    Установка опалубки, бордюров и термические швы

    Бетонирование начинается с создания опалубки из досок. Их монтируют по краю траншеи при помощи колышков, сверху – перемычками, уложенными поперек. Подобная опалубка не распирается самопроизвольно. Чтобы в дальнейшем на дорожке не появились сколы, трещины, ее делят на деформационные швы, секции, используя металлический пласт. Последний необходимо предварительно смазать, чтобы беспрепятственно вынимать из бетонного раствора. Расстояние между швами не должно превышать пять-шесть метров. Дно опалубки покрывают гидроизоляционным слоем из полиэтиленовой пленки – такой прием предотвращает поглощение бетоном воды из почвы, увеличить холодостойкость, продлив срок службы покрытия. Чтобы края дороги не разрушались, по обе ее стороны монтируют бордюры из бетона, кирпичей, пластиковых деталей, бордюрной ленты.

    Для создания опалубки допускается использовать листовое железо, куски шифера, фанеру.

    Армирование

    Армирование помогает компенсировать нагрузку на бетон, неизбежно возникающую при эксплуатации конструкции, позволяет сделать бетонный слой меньше. Арматура укладывается посредине сооружения, представляя собой фиксаторы основания. Армирование, марка используемого цемента, габариты секций напрямую влияют на долговечность плит. Чем меньше последние, тем ниже риск растрескивания при механических нагрузках, сезонных изменениях в грунте.

    Применение арматуры, уложенной одним слоем, не гарантирует, что трещины не появятся вообще, но вероятность такого исхода значительно снижается.

    Заливка дорожки бетоном

    Постройку тропинки начинают с замешивания бетонного раствора – цемент соединяют с водой и песком, доводят до консистенции густой сметаны. Большое количество смеси создают при помощи бетономешалки, строительного миксера, перфоратора со специальными насадками. Желательно в раствор добавить немного щебенки, водоотталкивающих составов – это увеличит прочность покрытия.
    Далее производится заливка опалубки – раствор выкладывается с помощью шпателя, будто протыкая смесь. Чтобы слегка уплотнить поверхность, по арматуре, опалубке постукивают, выравнивают узкой доской либо ровной палкой. Готовую плоскость накрывают пленкой, чтобы она не намокла от дождя, не пересушилась на солнце. Когда слишком жарко, бетон орошают водой. Через сутки выполняется декорирование – наносятся рисунки, укладывается камень, плитка и др. Для хождения дорожка пригодна через три дня, опалубка убирается через пять.

    Чтобы тропинка красиво блестела, ее оформляют специальными пропитками, полируют.

    Советы, рекомендации по уходу

    После долгой зимы, длительного отсутствия хозяев на даче, бетонные тропы часто требует очистки, ремонта, реставрации. На поверхности, по краям образуются трещины, выемки, сколы, ямки, не всегда добавляющие покрытию декоративности, ведь со временем повреждения станут больше, сквозь них прорастет трава.

    Специалисты советуют следующее:

    • подправить края полотна – очистить поверхность, обработать грунтовкой, выполнить по краям опалубку, замазать дефекты бетонной смесью;
    • выровнять всю плоскость полотна – загрунтовать поверхность, установить опалубку, залить полужидким раствором до образования ровной поверхности;
    • крупные выбоины перед заливкой армируют сеткой из металла;
    • если дорога выполнена из плитки, разбитые фрагменты заменяют целыми, под просевшие места наливают немного цемента, предварительно вынув детали;
    • когда вместо плитки в бетон вложены деревянные спилы, которые пришли в негодность, их проще всего заменить новыми, предварительно пропитав гидрофобными составами;
    • сорняки, даже самые мелкие, выросшие вблизи дорожки, требуется вовремя удалять – их корневая система постепенно разрушает поверхность;
    • важно следить за тем, чтобы тропинки не размывались водой, своевременно чистить их от снега;
    • окрашенные дорожки периодически поливают из шланга, чтобы не скапливалась пыль.

    Все тропинки необходимо содержать в чистоте – так они прослужат долго, сохраняя красивый внешний вид.

    Заключение

    Правильно выполненные дачные дорожки долго будут украшать собой двор и сад. Важно заливать их по специальной технологии, чтобы избежать растрескивания. Мастер-классы на тему того, как пошагово создать узкие тропинки либо полноценный тротуар на приусадебном участке, легко найти в интернете, на сайтах по обустройству дачного хозяйства.

  • Оцените статью
    Добавить комментарий